В Испании совершился настоящий дворцовый переворот в мире тенниса. Место сверженного Рафаэля Надаля занял молодой и талантливый Карлос Алькарас, о чём говорило даже поведение болельщиков на трибунах и баннеры на матче двух земляков. Зрители не стремились скрывать свои новые симпатии.
Но новый король испанского тенниса сидеть на троне даже не собирался. Пятница была ознаменована победой над Надалем, а уже на следующий день был первый поединок против Новака Джоковича. Их противостояние простым назвать невозможно, он длился больше трёх часов, а финальную точку в нём поставил тай-брейк, на котором испанец буквально вырвал победу из мёртвой хватки Джоковича. Но столь сложный путь к победе, и силы на неё затраченные окупились с лихвой: отныне он самый молодой теннисист, который сделал это в рамках одного турнира и к тому же на не самом простом для игры покрытии – грунте.
В свои 19 лет он дважды оказывался финалистом в «Мастерс» (в марте одержал победу в Майями) и стал рекордсменом, он самый молодой финалист за всю историю в Мадриде. И пока что по количеству громких достижений среди испанцев, он уступает лишь легендарному Надалю.
Матч Алькараса и Джоковича был настоящим откровением. Всем знатокам и любителям большого тенниса известна сильная сторона серба Новака Джоковича – универсальность и скорость приспособляемости. И по мнению многих его это делало непобедимым – он всегда «читал» соперника и подбирал неудобный для него стиль игры. Но на этот раз «прочитали» его и стали неудобными также для него.
Первое, что запомнилось – это кручёные подачи во второй квадрат. Серб пытался эффективно отвечать, пробуя абсолютно разное местоположение, силу ответного удара, попытки перехвата доминирования. Всё тщетно! Техника Карлоса и скорость принятия стратегических решений была минимум на голову выше, что и приводило к успеху, благодаря чему было отыграно множество брейк-пойнтов и завоёваны ряд матчболов.
Вторая тактическая хитрость – короткие удары. Испанец мастерски ими владеет и маскирует, что стало проблемой не только в этом матче, а и для других участников Турнира. Джокович никак не мог справиться с дропшотами Алькараса – он их не догонял, а если и догонял, то ситуация становилась в дальнейшем ещё более напряжённой. Дать достойный ответ серб так и не смог, при всём опыте, мастерстве и мотивации.
Если смотреть на картину в общем, то можно заметить, что его техника игры и стратегии не имеют уязвимостей. Физическое состояние вызовет зависть даже у самых именитых ТОПов – после матча длинной в 3,5 часа ни у кого даже не возникло ощущения, что он хоть немного устал. Выглядел он также, как и в самом начале. Игра с форхенда и бекхенда одинаково на высшем уровне, мощь на задней линии равняется мощи возле сетки. Оборона и атака развиты в равной степени, за что в теннисных кругах его окрестили «улучшенной версией Джоковича». И чего же удивляться, что улучшенная версия победила изначальную?
А его мышление и скорость принятия решений просто безупречны. Есть лишь очень редкие примеры неудачных решений, которые были приняты, но всё это не в патовых ситуациях и большого ущерба они не несли. Благодаря этому за ним победа в 10 из 11 тай-брейков, которые случались в его карьере.
После этих побед он возглавляет шестую строчку всемирного рейтинга, но всем понятно лишь одно – чемпион останавливаться на достигнутом не станет, и впереди у нас огромное количество ярких матчей с его участием. И в том заслуга его воспитания и характера – не только личного, но и спортивного.
На финале «Мастерс», который проходил в Майями Карлосу позвонил его дед Игнасио Алькарас и словно мантру повторил внуку: «Спокойствие, непоколебимость и сила духа». Этот девиз он повторял внуку с ранних лет в процессе воспитания. И именно ему молодой чемпион следовал как в спорте, так и в жизни. Такая основа успеха дала свои плоды, которые мы можем лицезреть уже сейчас.
Дедушка является самым преданным фанатом Карлоса. Он собирает все публикации о победах внука ещё с его 14-летия, когда тот выиграл первый «Фьючерс» в Мурсии. Главный, но далеко не единственный. Помимо многотысячных трибун его поддерживает вся большая семья: мама и папа, три брата и вся его команда во главе с Хуаном Карлосом Ферреро – бывшей первой ракеткой мира. От них он получает так необходимую поддержку и лучшую мотивацию. Разве можно ударить в грязь лицом и разочаровать их? Вот он и делает всё, чтобы как можно сильнее их порадовать.
Карлос во время матчей в Майями был сильно огорчён из-за отсутствия именитого тренера. Но на то были уважительные причины – у Хуана Карлоса Ферреро умер отец, и тот смог оказаться рядом со спортсменом лишь к окончанию чемпионата. Тогда Карлос Алькарас посвятил свою победу Эдуардо Ферреро, отцу тренера.
Глубокая признательность и любовь к тем, кто помогал – главное человеческое достоинство Алькараса. Оно не только способствует продвижению вперёд, но и является своеобразным напоминанием о грустной истории его отца. Его отец – призёр чемпионата среди пятнадцатилетних в 90-х годах, для развития карьеры было необходимо обучение в академии Луиса Бругеры неподалёку от Барселоны.
«Глава академии тогда назвал моим родителям сумму в 80 000 песет за месяц обучения – с горечью вспоминает отец Карлоса. Но, будучи во мне заинтересованными, цену скинули в два раза, до 40 000 (сумма эквивалентна 250 евро). Но к несчастью родители не могли себе позволить и это. Как итог, я продолжил практиковаться в Эль Пальмаре и полностью сконцентрировался на тренерской и судейской практике, развивая параллельно теннисный центр, который сделает доступным развитие для одарённых детей в независимости от уровня достатка их семей.
Его сын, нынешний чемпион, всегда тонко чувствовал и твёрдо осознавал жертву отца, которая в итоге открыла ему такую большую путёвку в жизнь. Отец подарил ему теннисную ракетку тогда, когда он едва научился ходить и говорить – в 3 года. И теперь, какой бы приз и награду не выиграл Карлос, главная реликвия для него именно она. В его комнате она висит на самом видном месте в окружении фото его кумиров теннисистов и футбольной команды «Реал-Мадрид». Футбол – это страсть №2 в жизни Алькараса. В детстве, помимо занятий теннисом, он играл в составе местной мини-футбольной команде. Одних занятий теннисом было мало, чтобы выбросить весь пыл мальчишки.
«Тогда, много лет назад, было сложно в нынешнем чемпионе Алькарасе распознать его будущее, – с улыбкой вспоминает его бывший тренер Карлос Сантос Боске. – Он был очень неорганизованный. Вы представляете, он мог прийти на занятие без ракетки (смеётся). Как-то раз он во время обеда устроил драку с товарищем за фрукты, тем самым сорвав занятие. А ещё он был тот ещё шутник: его любимым занятием было делать кучки на грунте, чтобы впоследствии туда попадать, и мяч себя вёл непредсказуемо. Из всех детей он был самым заметным, ведь он так причудливо двигался по стадиону, за что получил прозвище «Тарзан». На что он ни капли не обижался!»
С восьми до шестнадцати лет Карлос параллельно работал со спортивным психологом Жозефиной Кутильяс, которая с самого начала в кажущемся неорганизованном ребёнке увидела глубокую стойкость, дисциплинированность и тягу к обучению. Это чётко прослеживалось в его отношении к победам и поражениям. Первые его сильно не впечатляли, особенно если это что-то проходное, а вторые не выбивали из колеи. Там, где многие дети сокрушались и впадали в уныние, он видел лишь стимул развиваться. Он наслаждался игрой всегда, и был словно в её потоке, в котором нет места слишком деморализующим эмоциям. Но зато, когда после победы в Майями ему позвонил король Испании, он заметно разнервничался. Человек не может быть готов ко всему, но что касается выступления на корте – там он, кажется, полностью во всеоружии.
И многие благодарны за это Королевской федерацией тенниса Испании (RFET), а точнее – её реформам 2016 года, направленным на укрепление турнирной пирамиды и поддержку молодых теннисистов. Некоторые видят прямую связь между зажжённой звездой Алькараса и этими реформами, что во многом справедливо: годовые стипендии выросли в 7 раз, организаторы турниров получают больше, чем в 20 раз. Всё больше теннисных мероприятий проводится прямо в Испании, что позволяет игрокам как можно быстрее зарабатывать очки и продвигаться по турнирной таблице.
И ведь за эти годы не один лишь Алькарас смог заявить о себе. Педро Мартинес, Пауло Бадос, Алехандро-Давидович-Фокин и это не полный список, а лишь самые заметные. Как нас информирует Tennis Europe, состоящий из 17 европейских федераций тенниса, Испания – абсолютный лидер по количеству проводимых на её территории турниров среди молодёжи. А также в конце года проходит итоговый турнир National Futures Masters Under-23, который проводит академия Рафаэля Надаля. И такая весомая поддержка спорта дала свои плоды.
Но успех Карлосу Алькарасу обеспечили не только спортивные таланты, но и тяга к знаниям. С 14 лет он проходил обучение в академии Ферреро, а там за неуспеваемость сразу отчисляли, не глядя на то, какие перспективы подросток подаёт, как спортсмен. Это вынуждало Карлоса активные регулярные тренировки совмещать с детальным штудированием учебников. Но база, подаренная ему академией, осталась с ним навсегда – он, как и прежде, много времени уделяет спорту, но и не забывает и о самообразовании. С прошлого года он является студентом института Маркиза де Лос-Велеса в Эль Пальмаре. «Карлос проходит обучение по индивидуальной программе. Ему отправляют задания, а он приезжает с соревнований с готовой домашней работой», – рассказала мать спортсмена.
Но не на одних лишь талантах и устремлениях держится персона Алькараса. Есть у него и благородное начало с чувством справедливости. Когда был полуфинальный матч с Хубертом Хуркачем произошёл спорный момент с поляком, который был Карлосу весьма на руку. Но справедливость на то и справедливость, что работает она в обе стороны, будучи несогласным с мнением судейства он по собственной воле отдал очко в пользу соперника. Что вызвало бурную и восторженную реакцию на трибунах. Причём, как со стороны соперника, так и со своей собственной. Тем самым он доказал, что благородство – не помеха на пути к выигрышу.
Будучи на двухнедельной самоизоляции в Австралии, он для тренировок сделал всё необходимое из того, что находилось в его номере.
Свободного времени при таком графике крайне мало, но если уж оно и выдаётся, то он посвящает его рыбалке или играм на поле для гольфа. Его очень часто сравнивают с Надалем, ведь даже в своих пристрастиях и хобби они похожи. Сам спортсмен немного раздражается и пытается откреститься от подобных сравнений, но получается у него это безуспешно. Кто знает, может ситуация изменится, когда Надаля начнут сравнивать с ним, а не наоборот?